К нам обратились сотрудники пансионата «Назарьево» с задачей — снять зеркала на время ремонта холла. На оценку поехал наиболее подготовленный специалист, наш начальник производственного отдела — Александр Прокофьев.
Когда Александр приехал на объект и увидел эти зеркала, он задался вопросом, почему они висят здесь, а не в Эрмитаже? Высота зеркал: большого слева — 4,5 метра и справа зеркала с камином 3,5 метра. Рамы зеркал и букет посередине большого — сделаны из фарфора.
Вопрос про Эрмитаж у него возник не случайно. Похожие фарфоровые фигуры находятся в Питерском Эрмитаже и Франкфуртском музее прикладных искусств.
Композиция «Парнас с Аполлоном и девятью музами».
История зеркал пансионата Назарьево
Сотрудники пансионата обладали скудной информацией об этих зеркалах. Вот что они рассказали:
- Зеркала вывезли из Германии в 1945 году как трофеи
- Их вешали 5 деревенских плотников в 1980 году.
- Зеркала бесценны.
Нам стало интересно с чем все-таки предстоит работать. Несколько дней искали информацию в интернете, спрашивали знакомых историков и музейных работников. Кроме нескольких постов в блогах разных людей, которые отдыхали в пансионате информации не было.
Пришлось посетить библиотеку имени Ленина, ныне Российскую государственную библиотеку. В ней мы нашли книгу.
Из книги мы узнали, что автор посвятила пол жизни изучению истории зеркал. И лишь на треть приблизилась к решению загадки.
В книге много иллюстраций, сравнений и ссылок на другие источники. Мы всю книгу не перескажем, но коротко суть передадим.
Для начала Автор предлагает включить музыку, чтобы представить то время:
История большого зеркала
В 1710 году в Германии открывается фарфоровый завод Мейсен, по имени города Майсен, где впервые в Европе начали производить фарфор.
В 1740 году во Франции, при поддержке Людовика XV и мадам де Помпадур тоже открывается мануфактура. Город Венсен.
Постепенно мастерство росло и в 1748 году главный модельер мейсеновской мануфактуры Кендлер приступил к выполнению серъезного заказа. Король Август III заказал 4,5 метровое зеркало, для украшения Саксонского дворца в Варшаве.
У Августа III была дочь Мария Йозефа, которая вышла замуж за сына Людовика XV. И вот дочь шлет отцу из Версаля подарок.
Подарок грандиозный. Август III думает: «Я начал производство фарфора на 30 лет раньше французов, а они вон чего уже умеют делать». Так не годится. Надо достойно ответить. Вызывает Август к себе Кенделя и спрашивает, как мол ответим? Пришли к выводу, что в ответ надо дарить зеркало, ведь оно почти готово.
Для того, чтобы показать, что в Германии и цветы из фарфора делать умеют, Кендель добавляет композицию из цветов в центр зеркала снизу.
Теперь Кендель едет в Париж и лично монтирует зеркало. Подарок от Августа III своей дочери состоялся. Об этом писал версальский царедворец — герцог де Люин.
А вот дальше не так весело: упоминания о зеркале встречаются только до 1789 года, до Великой французской революции. Дальнейшая судьба исторического зеркала неизвестна.
В 1900 году состоялась Всемирная выставка в Париже.
К этой выставке мейсенские мастера сделали реконструкцию первого зеркала времен Августа III. Зеркало выставили как ключевой экспонат фарфоровой мануфактуры. С 1900 по 1945 год зеркало висело в мейсенском музее.
В 1945 году с победой над фашистской Германией зеркало вывезли в СССР и оно попало в усадьбу «Остафьево». Оттуда после реорганизации в Назарьево.
Перед тем как нам пришлось демонтировать зеркало со стены, сотрудники пансионата Назарьево сняли фарфоровое обрамление.
Фарфоровое обрамление большого зеркала лежит на толстом ковре и ждет возвращения на зеркало.
В доказательство того, что этот фарфор изготовили к выставке 1900 года мы искали мейсенское клеймо. И нашли. Сравним наше клеймо с клеймами по временам. Наш фарфор изготовлен после 1815 года.
Вот такая история большого зеркала. Сколько реконструкций исторического зеркала сделали мейсенские мастера к выставке неизвестно. Где находится историческое зеркало, тоже неизвестно.
А может в Назарьево историческое зеркало, но с обновленным фарфором? Неизвестно.
История прямоугольного зеркала с камином.
А вот тут и писать нечего. Загадка. Нигде не упоминается, нигде не встречается, никто ничего не помнит. Автор книги лишь высказывает 3 теории:
- Это зеркало времен 1750-х годов и изготовлено в то же время вместе с историческим большим. Но почему тогда никто о нем не написал?
- Зеркало сделали к Всемирной выставке 1900 года. Но почему тогда нет никаких записей и фотографий в каталогах выставки?
- Оно никак не связано с первым. Кто-то когда-то взял и сделал такое зеркало.
На прямоугольном зеркале нет мейсенский меток и мы не знаем подробностей. На нем нет множества геральдических знаков, одни только цветы, жуки, птички, бабочки и две фигуры.
Как мы их снимали
Если вы прочитали об этих зеркалах выше, то должны понимать степень ответственности. Поэтому мы подошли к этому вопросу с избыточной осторожностью.
После оценки работ, Александр решает привлечь специалистов по промышленному альпинизму и такелажников. И конечно же специалистов «Арт-Пакинга».
То, что мы не могли выяснить заранее:
- Масса зеркал. Готовились к тому, что большое весит 250 кг и 175 кг зеркало с камином.
- Состояние зеркал. Переживали, что за долгое время какая-нибудь доска могла рассохнуться, или болт проржаветь.
Для страховки вбивали в стены анкерные болты по 30 см. К ним крепили страховочные веревки.
Процесс работ мы обычно снимаем на камеру.
Процесс демонтажа большого зеркала