Перевозка шедевров, будь то картины или имеющие историческое значение экспонаты, имеет ряд особенностей. Сложность заключается в уникальности груза. Многие из шедевров существуют в мире в единственном экземпляре. Малейшая оплошность в этом деле может привести к невосполнимой потере. Часто речь идет об экземплярах, представляющих собой объекты культурного наследия целого государства и имеющих особую историческую или археологическую ценность.
Тонкости процесса упаковки шедевра
Процесс упаковки произведения
Транспортировке любого груза в большинстве случаев предшествует его упаковка. Сложность этого процесса определяется особенностями конкретного объекта. Одни шедевры стойко переносят любые воздействия извне и сохраняют монументальность, для других даже воздух или свет оказывается губительным. Некоторые образцы имеют большие размеры, и для их упаковки требуются специальные краны. Сложность очевидна на примере «Дамы с горностаем», написанной Леонардо да Винчи. Эта огромная картина (ее ценность не вызывает сомнений) хранится в Музее Чарторыйских в Польше, однако время от времени появляется на именитых выставках. Владельцу подлинника приходится заказывать для транспортировки шедевра специальный короб, внутри которого поддерживается определенная температура и влажность воздуха. Кроме того, конструкция не горит и не тонет, защищая картину от любых воздействий извне. Для доставки картины Рембрандта ван Рейна «Ночной дозор» используется ударопрочный контейнер, вес которого превышает отметку в две тонны. Затаскивать его на погрузчик приходится вручную.
Не менее интересный пример – картина «Казнь императора Максимилиана», написанная Гюставом Мане. Полотно предельно хрупкое и пережившее множество реставраций и химических обработок. Для того чтобы гарантировать заказчику сохранность при транспортировке такой картины, стоит провести ряд краш-тестов. Используя макет полотна, можно опытным путем добиться лучшего результата. Такой процесс занимает немало времени, но по-другому гарантировать безопасное перемещение экземпляра невозможно.
То же касается и транспортировки. Каждый заказ имеет свои особенности. Готовым нужно быть ко всему: и, используя вертолет, перевезти с заснеженной вершины горы могильную плиту, и транспортировать обнаруженные археологами в жаркой пакистанской долине черепки. Арсенал компании, которая занимается перевозками, предполагает наличие оборудования и для первого, и для второго случая. Эксперты рекомендуют быть готовыми к разработке нестандартных решений.
Этапы перевозки шедевра
Подбор правильного упаковочного материала для перевозки шедевра искусства
Первым шагом чаще всего является посещение объекта, который необходимо будет транспортировать. Если речь идет о картине, то начинается работа с определения точных параметров рамы. Нередко указанные в базах данных музеев габариты далеки от реальных. Кроме того, старые рамы деформируются с течением времени, теряя первоначально прямоугольную форму. Такие объекты нуждаются в облачении в дополнительную внутреннюю упаковку. На сегодняшний день существует множество специальных материалов для качественной упаковки и безопасной доставки хрупких грузов. Не менее востребованы и различного рода подвесные конструкции. Они монтируются внутрь грузовика и служат платформой для закрепления шедевра. Установленный таким образом предмет не касается потолка, пола и стен, а потому не поддается вибрациям и не страдает при тряске.
Существуют экземпляры, для которых годится стандартная упаковка – чаще всего, если речь идет о классике. Объекты современного искусства, сконструированные из разноплановых, ранее не перевозимых вместе, напротив, требуют индивидуального решения задачи.
После того как специалисты определят особенности того или иного предмета, разрабатывается план создания наиболее подходящей упаковки. Одновременно можно приступать к производству индивидуального контейнера. С этой целью можно используется собственный производственный цех. Внутри помещения над созданием транспортировочного бокса трудятся одновременно несколько специалистов: одни изготавливают деревянные детали, другие работают с металлом, третьи отвечают за составные элементы. Иногда целесообразно провести и дополнительную консультацию с несколькими инженерами-технологами, сделать это можно как лично, так и через интернет.
Действующее законодательство постоянно меняется и об этом нельзя забывать. Именно поэтому на определенном этапе уполномоченный сотрудник должен удостовериться в отсутствии каких-либо ограничений и сверить положения о погрузке, выгрузке и транспортировке. Это предельно важно в случае, если речь идет о перемещении между государствами.
Затем подготовленный контейнер отправляют на место упаковки. Туда же пребывают и специалисты, которые упаковывают шедевр. После этого предметы искусства грузятся в специальное транспортное средство и направляются к месту назначения или же в воздушную гавань, если речь идет о межконтинентальной перевозке.
Погрузка упакованного произведения под надзором старшего специалиста
Авиаперевозки – неотъемлемая часть отрасли. Именно поэтому в штате ведущих компаний всегда есть грамотный специалист по авиабезопасности. На следующем этапе к грузу направляются специалисты, задача которых проконтролировать корректность размещения груза на палете для дальнейшей перевозки по воздуху. Работники такого плана сопровождают доверенный им объект до момента выруливания самолета на взлетно-посадочную полосу. Сотрудники также отслеживают палеты – и позднее самолет, на котором транспортируется шедевр искусства, – до того момента, пока не появится уверенность в том, что взлет не будет отменен по причине технических несостыковок. Это предельно важно, поскольку в случае отмены рейса приходится выгружать контейнер, затем хранить его до поиска нового борта и вновь осуществлять загрузку, что заметно усложняет задачу компании-исполнителя.
Все последующие данные, в том числе и номер, данный палете для перевозки по воздуху, а также ее расположение, обозначенное во время загрузки и прочие сведения передаются специалисту, встречающему груз. Затем этот человек также осуществляет полную проверку информации и направляет объект к месту назначения.
Наиболее сложные в перевозке грузы
К наиболее требовательным, а значит, и сложным в транспортировке грузам стоит отнести изделия из глины. Не менее притязательны и находки археологов. У исполнителя не всегда есть возможность уточнить сроки последней реставрации изделия и тип используемого при этом клея. Иногда на помощь приходит анализ с применением рентгеновского излучения, однако в случае с мраморными рельефами такой метод недоступен. В отдельных случаях целесообразно и вовсе отказаться от перемещения образца во имя его сохранения.
Самые дорогие грузы
Сектор перевозки предметов искусства очень многогранен. Ценность многих шедевров стремительно растет. Существуют картины, которые застрахованы на несколько сотен миллионов евро, и они также регулярно транспортируются из места хранения на выставку и обратно. Иногда дело приходится иметь с необходимостью вывезти не одну картину, а сразу несколько десятков, общей стоимостью свыше миллиарда долларов – цену такого заказа сложно представить обывателю.
Требования к транспортным средствам и оснащению
Специализированный транспорт для перевозки произведений искусства
Отметим, что речь идет о специализированном транспорте, предназначенном для перевозки ценных грузов. Согласно стандартам, высота грузовика должна составлять не менее 200 см. Параметры внутри кузова устанавливаются следующие: 500х220 см. Нередко для транспортировки шедевров используются оборудованные трейлеры. В арсенале должны быть несколько единиц техники под различные нужды.
Все системы, грузовики и трейлеры должны быть оснащены пневматической подвеской обеих осей. Кузов машины должен иметь качественную изоляцию, обычно ее конструируют из 100-миллиметровых элементов. Обязательным требованием является возможность контроля температуры внутри транспортного средства, наличие системы охранной сигнализации и GPS. Сегодня многие комплексы оснащают гидравлическими бортами.
Еще один важный момент – это склады для произведений искусства. Подобно грузовикам, склады для хранения предметов искусства предназначены специально для этого. У основных поставщиков услуг сектора производственные помещения контролируются всемирной действующей ассоциацией, а сертификат системы оценки глобальных рисков GRASP гарантирует любому заказчику меры безопасности, соответствующие самому современному уровню.
Особенности специальной упаковки
Под специальной упаковкой принято понимать использование различного рода материалов в зависимости от потребностей конкретного предмета искусства. Это может быть как классический картон или дерево, так и крафтовая бумага, целлюлоза определенной обработки, синтетические вещества. В связи с тем, что в мире существуют определенные экологические стандарты, для перевозки грузов используются упаковочные материалы разлагаемого типа. Соответствие установленным нормативам, помимо прочего, позволяет снизить расходы на топливо для грузовиков за счет применения машин, имеющих электронную систему впрыска топлива.
Арендованные короба для перевозки музейных экспонатов в другой город
На пике актуальности не первый год находится услуга по прокату контейнеров для перевозки шедевров. Причем сегодня можно встретить транспортную тару даже самого высокого качества или, как его еще называют, музейного. Некоторые поставщики располагают внушительными запасами ящиков различных габаритов. Аренда помогает сэкономить на хранении и обслуживании тары. Срок проката, как правило, определяется средней длительности большинства художественных выставок. Для Европы это 4 месяца.
Заниматься транспортировкой шедевров – значит иметь отношение к искусству
С этим утверждением можно не согласиться. Ниже мы рассмотрим, от чего зависит успех компании, которая занимается транспортировкой шедевров, на рынке. Для того чтобы перевозить предметы искусства, совершенно не обязательно быть искусствоведом. Однако такая работа, безусловно, награждает эстетическим наслаждением от работы с подлинниками.
Подготовка кадров
Профессионально подготовленные специалисты на упаковке музейных экспонатов
На сегодняшний день не существует конкретной специальности, которую в обязательном порядке должен иметь человек, занимающийся транспортировкой шедевров. Здесь все зависит от должности в компании. Так, например, образование административного персонала не имеет принципиального значения. Достаточно иметь представление о ценности предметов искусства. Для тех, кто работает непосредственно с образцами, не лишним будет умение мыслить в трехмерном пространстве. Не помешает компании и грамотный юрист, а также специалист по транспортной и авиационной безопасности.
Руководству не стоит забывать о программах стажировки для новых сотрудников, хороший метод – направить их на ознакомительную практику, например, упаковочные работы в музеях, галереях, работы по упаковке коллекций. Второй хороший метод – обучение на примере конкретных ситуаций, чем мы занимаемся внутри компании, чтобы задокументировать и таким образом формировать внутреннюю базу данных.
Для производственных рабочих теоретические знания так же важны, как и для офисных служащих. Помимо этого, специалисты, занимающиеся обработкой и упаковкой произведений искусства, должны выработать методы ухода и применения инструментов, некоторые из которых весьма специфичны, а также материалов.
Секрет успеха
Грамотно подобранный кадровый состав, отличные предпринимательские навыки у руководства, желание развиваться в этой сфере – вот три составляющих успеха.
Не стоит забывать и том, что перевозка предметов искусства требует значительных финансовых вложений. Речь о средствах, которые идут на построение развитой инфраструктуры этого бизнеса. Выход на международную арену предполагает наличие у компании парка транспортных средств, складов, цехов и мастерских одновременно на территории нескольких государств. Зачастую именно внушительные денежные вложения выступают в роли препятствия для выхода той или иной компании на рынок. Тормозит процесс и недостаток опытных специалистов.
Грамотно обученные специалисты и материальные активы – это лишь одна из составляющих успешного развития бизнеса. Стоит позаботиться и об информационных технологиях. Речь идет о системе обработки заказов, управлении имеющимися запасами, ведении баз данных. Производственный модуль сотрудников, консультирующих клиентов по вопросам упаковки, удивляет возможностью точной настройки. Консультант должен иметь полноценную базу данных по материалам упаковки, классам предметов искусства. Не стоит забывать о том, что некоторые виды упаковки выгоднее брать в аренду, чем содержать на складе. История работы с поставщиками также позволяет оптимизировать расходы.