Галерея Artstory приглашает ценителей изобразительного искусства посетить выставку «И смеюсь, и плачу», посвященную 115-й годовщине рождения русского авангардиста Моисея Александровича Фейгина, которая проходит с 21 ноября по 16 февраля 2019 года.
Фейгин скончался в 2008 году, в возрасте 104 лет, а в свои 103 года попал в книгу рекордов Гиннеса, как старейший в мире работающий художник. Несмотря на проблемы со здоровьем, он продолжал дело всей жизни, сохраняя ясность ума и творческий поиск.
Моисей Фейгин — яркий представитель русского авангардизма, ученик и близкий друг Александра Осмеркина, самый молодой член арт-сообщества «Бубновый валет», в котором объединились мастера, вдохновленные гением Поля Сезанна и придерживающиеся мировых тенденций формализма. Данная концепция провозглашает приоритет цвета, форм и текстур, призывая к отходу от сюжета, к восприятию работы вне контекста времени и в отрыве от личности художника. Но насколько это возможно?
Художник прошел через множество коллизий 20 века — две мировые войны, «еврейский вопрос», разлука с родителями-эмигрантами, репрессии в отношении коллег по цеху за их следование «буржуазному» искусству. Сам Фейгин был вынужден писать в тени вплоть до оттепели 60-х годов.
Выставка в Artstory познакомит зрителя с каноничными образами Моисея Фейгина — Дон Кихот и король Лир, Орфей и Чарли Чаплин, арлекины, клоуны и музыканты, а также автопортреты. Часто художник стремился запечатлеть образы, пришедшие к нему во сне. В экспозицию включены работы различных творческих периодов, в том числе, не выставлявшиеся ранее.
Чарли Чаплин на картине М. Фейгина
У Моисея Александровича был необычный подход к творчеству, способный шокировать сторонников классического искусства. Он считал картину не произведением, а поступком, ради которого нужно пройти через преодоление. Художник сознательно ограничивал полет собственного воображения, стремился привнести долю случайности — бросал кубик с цветными гранями, и работал с тем цветом, который выпадал, ставил кляксы на полотно и размышлял, как с ней работать дальше. В случайностях и преодолении был его поиск открытий и красоты.
Ближе к концу жизни, Фейгин осознал, что превзошел как себя самого в раннем периоде, так и своих учителей. Но к своим работам относился без трепета. Если какая-то из завершенных картин задерживалась в его мастерской и попадала в поле зрения художника, он начинал к ней присматриваться, переосмысливать и почти всегда закрашивал белилами с целью переделать. Так на месте одной работы появлялась совершенно другая, которую нередко ждала та же самая участь. Художник не знал пощады к своим же произведениям, весь творческий путь он самоотверженно следовал собственным непростым идеалам.