Главная Справка Законодательство Глава из учебника "Реставрация станковой темперной живописи"

Спавка

Глава из учебника "Реставрация станковой темперной живописи"

Упаковка и транспортировка произведений искусства

ОРГАНИЗАЦИЯ УПАКОВКИ 


    Упаковкой произведений искусства называется такое их компактное размещение в ящике или в другой таре, которое обеспечивает их сохранность во время транспортирования и во время вынужденного хранения в упакованном состоянии. Упаковка способствует постоянству микроклимата внутри тары, предохраняет содержимое от механических воздействий, от поражения биоорганизмами и предотвращает возможность бесследного вскрытия тары злоумышленниками. 

 Правильная упаковка имеет большое значение в общей системе обеспечения сохранности произведений.

Упаковка произведений станковой темперной живописи аналогична упаковке масляной живописи на досках.

Упаковка состоит из транспортной тары и внутренней упаковки. 

Транспортная тара — ящик или другая емкость, предназначенная для перевозки и временного хранения предметов. 

Внутренняя упаковка — компактное размещение предметов внутри транспортной тары и средств упаковки (амортизирующих прокладок влагозащитных средств и т. п.). 

   Упаковочными материалами, используемыми во внутренней упаковке, являются бумага, картон, пиломатериалы, фанера, полимерные пленки, ткань, микропористая резина, дерматин и другие. 

   Вспомогательные упаковочные средства — это приспособления и предметы, способствующие прочности тары и размещению в ней экспонатов: специальные рейки, рамки, гвозди, клей, упаковочная лента, специальные рычажные замки и другая фурнитура в виде угольников, болтов с гайками и так далее. 

   Очень часто произведения темперной живописи отличаются повышенной хрупкостью, поэтому упаковка должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к транспортированию хрупких предметов. Упаковка обеспечивает сохранность произведений при перевозке от вибрации, толчков, ударов, статических нагрузок, защищает от проникновения из окружающей среды пыли, осадков, плесени, насекомых, а также грызунов, а в зимнее время смягчает последствия большой разницы температур между внешней средой и отапливаемым помещением. 

   Упаковку обычно производят в специально оборудованном помещении, которое называется упаковочной или монтировочно-раскантовочной мастерской. Если таковой нет, то — в отведенном на время упаковки закрытом помещении. При реставрационной мастерской должно быть помещение для изготовления тары и для хранения ящиков. На реставратора возлагается ответственность за проведение упаковки экспонатов. Поэтому он должен знать все ее процессы, материалы и оборудование. 

   До отправки экспонатов и для получения их после транспортировки руководителем учреждения назначается комиссия. В ее состав входят ответственный хранитель, реставратор и другие ответственные за сохранность экспонатов сотрудники. Комиссия тщательно осматривает каждый экспонат, намеченный к транспортированию или прибывший к месту назначения. 

   Художественные произведения, находящиеся в плохом состоянии, срочно передаются на консервацию и реставрацию. Все указанные мероприятия проводятся согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (М., 1984), утвержденной Министерством культуры СССР. 

ТРЕБОВАНИЯ К ТАРЕ И УПАКОВКЕ 

   Существуют два типа тары — многооборотная и одноразовая. Многооборотная тара изготовляется из досок и служит главным образом для передвижных выставок. Одноразовая тара изготовляется из фанеры и деревянных брусков, служит для разовых перевозок. Эта тара проще и легче, но она также должна хорошо защищать экспонат от внешних воздействий. 

   Тару, упаковочные материалы и средства нужно до упаковки некоторое время выдержать в помещении с нормальным температурно-влажностным режимом (при температуре 12—18° и относительной влажности 60—65%), чтобы их влажность была в пределах нормы. Упаковочные материалы с повышенной влажностью способствуют увлажнению произведений, а слишком сухие материалы их пересушивают. И то и другое чревато разрушениями произведений. Материалы упаковки должны быть чистыми (пыль и грязь во время транспортирования загрязняют произведения), не зараженными биоорганизмами. Тара должна иметь хороший внешний вид. Надписи и маркировка выполняются четко и разборчиво. 

УПАКОВОЧНЫЕ ЯЩИКИ

  Перед упаковкой произведения подбирают в группы по размерам. Для каждой группы изготовляют ящики так, чтобы их внутренние габариты на несколько сантиметров превышали габариты самого большого произведения этой группы. 

   Габариты тары должны соответствовать ГОСТу 11320-65 «Система размеров ящиков и потребительской тары для товаров народного потребления». В исключительных случаях ящики изготовляют с отклонением от стандартных габаритов, что предусмотрено «Инструкцией МПС и ЦН 1965 года по перевозке на железных дорогах СССР». 

  Ящики основного типа изготовляют из досок, соединенных в шпунт. Ящики разового типа делают из фанеры и планок. Пригодна только фанера хороших сортов толщиной от 3 до 6 мм Ящики, предназначенные для перевозок морским путем, изготовляют только из березовой фанеры марки «ФК», сорт «Б» Толщина фанеры и сечение планок должны соответствовать весу груза. 

  Ящики облегчённого типа изготовляют в следующей последовательности. Сначала делают щиты заданных размеров. Щит состоит из листа фанеры, окантованного деревянными планками. На большие щиты для придания им жесткости дополнительно крепят планки через каждые 50 см. Большие щиты могут быть составлены из двух кусков фанеры, соединенных внахлест. Ширина нахлеста —не менее 35 мм. Место соединения прикрывают планкой. 

   Планки к фанере прибивают гвоздями, которые обязательно загибают молотком с другой стороны листа фанеры. Собирая ящик, щиты скрепляют по углам большими гвоздями. Один из щитов является крышкой ящика. После укладки произведений в ящик ее прочно прикрепляют к ящику. Самым лучшим креплением крышки являются замки рычажного типа. Они легко запираются и открываются, имеют отверстия для опломбирования. На ящик прикрепляют не менее четырех замков. 

   Есть и другие способы крепления крышек, например крепление крышки болтами и гайками (применяется редко). Крышку можно крепить и при помощи шурупов. Но это крепление имеет существенный недостаток: от многократного ввинчивания и вывинчивания разрушаются края крышки и борта ящика, вследствие чего он выходит из строя. Гвоздями крышки вообще не крепят, так как, во-первых, во время забивания экспонаты могут повредиться от сотрясения, а во-вторых, даже при небольшом числе переупаковок борта ящиков и крышки разрушаются. 

   На ящики, как основного, так и облегченного типов, крепят полозья, которые нужны для того, чтобы во время погрузочно-разгрузочных работ можно было использовать механические погрузчики с вилками (вилки входят в пространство между дном ящика и полом). Кроме того, полозья предохраняют дно ящика от воды, которая может оказаться на полу пакгауза. Полозья— два деревянных бруска сечением не менее 5X5 см — прикрепляют ко дну ящика гвоздями длиной 100—150 мм или болтами и гайками. На случай ручной погрузки и выгрузки к торцевым сторонам ящиков крепят ручки, которые представляют собой деревянные бруски сечением не менее 4X8 см. Каждый конец бруска прикрепляют тремя шурупами или гвоздями, длина которых зависит от веса ящика с грузом. Для большей надежности ручки дополнительно укрепляют хомутами, которые делают из стальных окантовочных полос. 

   Стенки и крышку ящика основного типа изнутри оклеивают клеенкой, или дерматином. Для этого используются 10—15%-ная эмульсия поливинилацетата (ПВА), казеиновый или столярный 8—10 % -ный клей. Выкраивают материал так, чтобы в углах получался нахлест в 3—4 см. 

   Иногда для той же цели применяют парафинированную или битумированную бумагу, которую прибивают гвоздями. В этом случае нахлест должен быть не менее 15—20 см. 

   Фанерные стенки ящиков облегченного типа изнутри не обивают и не оклеивают сплошь влагонепроницаемыми материалами, но на места стыков стенок обязательно наклеивают полосы шириной 4—10 см. 

   Для амортизации изнутри на дно ящика прикрепляют две полосы микропористой резины или поролона шириной от 50 до 100 мм и толщиной не менее 10—15 мм. При их отсутствии дно выстилается в два-три слоя гофрированным картоном. Сверху каждое произведение также покрывают листом гофрированного картона. Внешний вид упакованного произведения Для герметичности упаковки на борта крышек и ящиков всех типов приклеивают микропористую резину или поролон толщиной от 5 до 10 мм. Для этого применяют клей, склеивающий резину с другими материалами, например 88Н. Снаружи ящики окрашивают масляной или другой водостойкой краской. 

ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ-ЧЕХОЛ

   Полиэтиленовый пакет-чехол служит для предохранения художественного произведения от воздействия влаги и пыли во время его нахождения в упаковочном ящике. 

   При выборе материала и толщины пленки следует учитывать длительность транспортирования и климатические условия. 

   Например, для герметичной упаковки грузов, отправляемых в страны с тропическим климатом, рекомендуется применять полиэтиленовую пленку толщиной 0,2 мм. Для умеренного климата толщина пленки может быть уменьшена до 0,1 мм. Размеры чехла должны быть такими, чтобы завернутое в упаковочную бумагу произведение свободно в нем поместилось и чтобы часть чехла с входным отверстием можно было потом завернуть. Листы полиэтиленовой пленки склеивают или сваривают. 

   Тепловое сваривание производят контактным способом, с помощью специальных сварочных приборов, а при их отсутствии — электрическим утюгом с терморегулятором. Чтобы к нему не приварилась полиэтиленовая пленка под него подкладывают фторопластовую пленку. Температура рабочей части сварочного устройства в зависимости от толщины фторопластовой прокладки и толщины свариваемой пленки может быть от 180° до 250°, а время контакта рабочей части устройства с прокладкой и со свариваемыми пленками (также в зависимости от толщины этих пленок) — от 1 до 6 секунд. При недостаточном нагреве сварной шов может не получиться частично или полностью, а при перегреве — получиться негладким, сморщенным. При соблюдении правил работы шов получается прочным. Особенно тщательно нужно сваривать углы чехла. 

   Чехол можно склеить, используя раствор перхлорвиниловой смолы в метиленхлориде (13—20%). Перед склеиванием поверхности пленки обезжиривают бензином марки Б-70. Когда нет возможности изготовить пакет, произведение заворачивают в пленку, края которой заклеивают полиэтиленовой липкой лентой.  А при сильной деформации специально выпиливают две доски в виде сегментов, дуги которых воспроизводят изгиб доски. 

   Эти сегментовидные планки прикладывают к прогибу доски произведения. Экспонат, завернутый в крафт-бумагу, помещают в полиэтиленовый пакет,обертывают одним слоем гофрированного картона и укладывают в ящик. При рамочном способе упаковки обертка произведения проще. Ящик основного способа упаковки для произведений одного формата Если произведение транспортируется водным путем, в сырую погоду или в холодное время года, то в каждый пакет обязательно кладут силикагель — порошок, поглощающий влагу. 

СПОСОБЫ УПАКОВКИ 

Основной способ упаковки. По обмерам произведений изготовляют ящик из шпунтованных досок. Изнутри стенки и крышку оклеивают дерматином. Поверх дерматина шурупами крепят рейкодержатели из коротких реек и брусков. Для каждого ряда произведений ставят не менее двух рейкодержателей. Каждый рейкодержатель закрепляет один конец прижимной рейки. Прижимную рейку в пазу рейкодержателя закрепляет стопорный брусочек (см. рис. на с. 147). 

   Длина прижимных реек равна длине или ширине ящика, а толщина зависит от размера и веса произведения. Например, для произведения размером 150 X 100 сми весом 15 кг рейка должна иметь сечение не менее 5x5 см. 

   Обернутые бумагой и помещенные в полиэтиленовый пакет произведения укладывают в ящик одно за другим. Во время упаковки ящик кладут1 на бок (на большую боковую сторону) таким образом, чтобы произведения можно было уложить и закрепить в горизонтальном положении. По всем углам или по боковым сторонам произведения прокладывают амортизаторы — поролон или тряпичные подушечки, заполненные ватой. Боковую или обе боковые стороны произведения прижимают рейками, которые вставляют в паз и закрепляют стопорным бруском. На закрепленное произведение настилают лист гофрированного картона, поверх которого укладывают следующее произведение. Оно должно иметь меньшие размеры, потому что его прижимные рейки будут прижимать нижнее произведение. Поверх второго произведения, также застланного слоем гофрированного картона, укладывается третье. Его прижимные рейки должны обеспечивать неподвижность нижележащего (второго) произведения. 

   Если необходимо упаковать произведение, которое значительно меньше, чем предыдущие, и есть опасение, что оно в пути может сместиться, то его крепят дополнительно тремя-четырьмя прижимными рейками, к которым прикрепляют деревянные брусочки. Если реек три, то две из них крепят вдоль боковых сторон произведения, а одну — перпендикулярно к ним, посередине. Концы реек крепят в пазах рейкодержателя. Брусочки направлены книзу и расположены на таком расстоянии друг От друга, чтобы обхватить с двух сторон завернутое произведение. 

   При отправке небольших произведений одинаковых размеров применяют другой вариант основного способа упаковки. Для каждого произведения на двух противоположных стенках ящика крепят по две рейки, между которыми образуются пазы, в которые вдвигают подготовленные произведения (обернутые в бумагу и уложенные в пакеты). По окончании укладки произведений на них сверху кладут два-три слоя гофрированного картона. Картон плотно прижимается крышкой ящика, для того чтобы произведения были полностью лишены подвижности. 

   Крышку закрепляют одним из описанных способов. Кассетная упаковка. При этом способе произведения укладывают в ящики малого размера — кассеты, которые, в свою очередь, размещают в большом ящике — транспортной таре. Кассетные ящики изготовляют из фанеры. Ящик транспортной тары сколачивают из досок. На его двух внутренних стенках прибиты деревянные рейки, образующие пазы, в которые вдвигают кассетные ящики. Крышка основного ящика запирается затяжными замками. Каждое произведение обертывают папиросной бумагой, вкладывают в полиэтиленовый пакет и еще обертывают одним-двумя слоями гофрированного картона. На дно фанерного ящика-кассеты и поверх уложенного произведения накладывают небольшие рулоны гофрированного картона, так чтобы между дном и крышкой произведение было зафиксировано неподвижно. Дно транспортной тары также застилают амортизирующим материалом (например, гофрированным картоном или поролоном). Кассетные ящики вдвигают в пазы между рейками. Сверху прокладывают амортизирующую прокладку и прижимают крышкой с затяжными замками. Рамочная упаковка. Рамочная упаковка — это размещение и закрепление экспонатов в секциях специальных рамок, которые, в свою очередь, помещаются в ящик (см. рис. на с. 150). Каждая рамка может иметь одну или несколько секций по размерам произведений. В брусках секций сделаны уступы — четверти. Четверть имеет величину, равную толщине доски произведения. Для амортизации в четверти прибивают мелкими гвоздями или приклеивают поролоновую полоску толщиной 5— 10 мм. Каждая секция снабжена не менее чем четырьмя подвижными щеколдами для фиксации каждого произведения. Щеколда — это небольшая планочка, закрепленная шурупом так, чтобы она могла вращаться вокруг стержня шурупа. Крепление должно быть достаточно прочным и жестким, чтобы щеколды самопроизвольно не поворачивались и были способны жестко закрепить произведение. Иногда на рамках снизу делают выступы (ножки), которые расположены по углам, а на рамках большого размера — дополнительно посередине. Высота ножек всех рамок одинакова. Имирамка опирается на дно ящика или на нижележащую рамку. Рамочная упаковка I. Рамка с гнездами II. Транспортная тара с рамками (поперечный разрез) Чтобы рамки в ящике не смещались в боковом направлении, в углах ящика крепят бруски или крепят деревянные упоры к рамкам. Каждая секция рамки обозначена двойным номером в виде дроби. В числителе указывают номер ящика, а в знаменателе — номер секции. В сопроводительном списке указаны эти же номера для каждого произведения. 

   Произведения заворачивают в папиросную бумагу в два-три слоя, вставляют в полиэтиленовый чехол. Произведение помещают в секцию и закрепляют в ней поворотом щеколды. Рамку с иконой ставят в ящик, затем — вторую, которая опирается на первую. Таким образом вторая рамка сверху прижимает и дополнительно закрепляет первую, третья — вторую и так далее. Последнюю, верхнюю рамку с упакованными произведениями покрывают листом гофрированного картона и сверху закрепляют деревянными прижимными рейками (под которые подкладывают амортизационные материалы). Верхние рейки своими концами входят в пазы в стенках ящика. Эти пазы образованы брусочками-рейкодержателями. 

   Упаковщик прижимает рейками верхнюю рамку. Крышки крепят натяжными замками или болтами с гайками. Герметическая упаковка. Произведения искусства, транспортируемые водным транспортом или направляемые в страны с тропическим климатом, упаковывают так, чтобы предохранить их не только от вибрационных и механических воздействий, но и создать внутри упаковки оптимальный устойчивый микроклимат. Контейнер состоит из трех ящиков — двух деревянных и одного жестяного. Наружный деревянный ящик основного типа имеет полозья, ручки, крышку с соответствующим креплением. Средний ящик — металлический, он представляет собой жестяную коробку, плотно облегающую внутренний третий ящик. Крышку металлического ящика после упаковки запаивают, благодаря чему упаковка становится полностью герметичной. Внутренний ящик — деревянный. В зависимости от намеченного способа упаковки он либо имеет внутри направляющие рейки, либо приспособлен для упаковки рамочным способом. 

   Дно и боковые стенки металлического ящика соединяют между собой в кровельный замок и пропаивают припоем ПОС-40. Крышку накладывают внахлест на боковые стенки и тщательно пропаивают тем же припоем. На крышке кровельного замка нет, потому что она при упаковке запаивается, а по прибытии на место вскрывается. Иногда крышку не припаивают. Тогда герметизация достигается за счет резиновой прокладки, наложенной на верхний край ящика, которая и обеспечивает плотное прилегание крышки. Внешнюю и внутреннюю поверхности металлического ящика окрашивают в один или два слоя хорошей краски, используя для этого перхлорвиниловую эмаль марки ПХВ-124 или битумный лак. В полиэтиленовые чехлы с экспонатом и внутренний ящик помещают мешочки с силикагелем, мешочки хорошо закрепляют пришитыми к ним шнурами. Пространство между металлическими и деревянными ящиками плотно заполняют кусками полистирола или другими противоударными амортизирующими средствами, имеющими низкий коэффициент теплопроводности. Контейнер наружного ящика запирают натяжными замками, навешивают пломбы и обивают металлической окантовочной лентой. Разовая упаковка. Разовая упаковка применяется для транспортировки произведений на небольшие расстояния (исключая перевозку водным путем). В фанерные ящики упаковывают небольшое число произведений (обычно не больше трех). Размещают их по принципу от большего к меньшему. 

   При упаковке ящик должен лежать на большей боковой стороне (см. рис. на с. 152). Сначала настилают два-три слоя гофрированного картона и делают пробную укладку. Завернутое в бумагу и помещенное в полиэтиленовый пакет произведение укладывают лицевой стороной кверху, а на него настилают два-три листа гофрированного картона. Произведение сдвигают к одному из углов ящика так, чтобы оно двумя боковыми сторонами упиралось в его стенки. Примеряют и опиливают прижимные рейки, к которым приспосабливают маленькие брусочки — рейкодержатели. Таким же образом примеряют следующее произведение и рейки к нему. После пробной укладки всех приготовленных к упаковке произведений и реек все извлекают из ящика. Прижимные рейки обертывают бумагой крафт. Подготавливают амортизирующие прокладки. Сверху кладут не менее двух листов гофрированного картона, которые прижимают рейками, прикрепляемыми к боковым сторонам ящика шурупами. Крышку ящика завинчивают шурупами или ящик окантовывается полосками стальной упаковочной ленты. Ящик ставят вертикально дном книзу (на полозья). 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛИКАГЕЛЯ 

   Силикагель — это мелкий порошок из полупрозрачных или белых зерен двуокиси кремния, который обладает способностью поглощать различные газы и пары. Его помещают в упаковку для поглощения излишней влаги. Количество силикагеля определяется из расчета 600 г на 1 м2 поверхности чехла из полихлорвиниловой пленки или бумаги и по 300 г на 1 м2 поверхности металлического ящика герметической упаковки. В случае повышения влажности силикагеля его просушивают на металлических противнях с периодическим перемешиванием при температуре 150—170°. Влажность просушенного силикагеля не должна превышать 2%. 

   Просушенный силикагель перед использованием просеивают через сито для удаления комков и расфасовывают в мешочки из белой плотной бязи, в каждый насыпают не более 400 г силикагеля. К верхним частям мешочков пришивают шнурки для крепления их внутри тары. На каждом мешочке указываются вес силикагеля в граммах и дата упаковки. Мешочки размещаются и закрепляются вблизи произведений, но не должны соприкасаться с ними. Для контроля относительной влажности воздуха внутри упаковки применяются индикаторы влажности — мешочки с силикагелем-индикатором. 

   Первоначальный цвет силикагеля-индикатора — сине-фиолетовый. При увлажнении он переходит в розовый. Силикагель-индикатор — вещество многоразового использования. Перед употреблением его просушивают при температуре 120 ± 3° в течение полутора-двух часов при периодическом перемешивании. 

ОТПРАВКА ЭКСПОНАТОВ 

   Отправка экспонатов осуществляется согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях CCCP» (раздел 5). В ней содержатся правила транспортировки, перечислены обязательства отправляющей и получающей произведения организаций, помещены формы описи экспонатов и актов. Перед закрытием крышки в ящик обязательно кладут один экземпляр описи помещенных туда произведений, подписанный хранителем или научным сотрудником музея, ответственным за упаковку произведений, реставратором и упаковщиком. 

   В пункт следования груза организации-получателю посылается телеграмма с извещением об отправке произведений и с предупреждением не разгружать вагон с грузом до прибытия представителя отправляющей организации. Ящики с произведениями транспортируются до железнодорожных пунктовна автомашинах или на другом местном транспорте. Погружают на местный транспорт и перемещают ящики с произведениями очень осторожно. Для облегчения работы с тяжелыми ящиками нужно использовать малую механизацию, например ручные тележки, медведку, подъемные механизмы и так далее. 

   При погрузке ящики с произведениями размещаются по ходу движения транспорта и при любой погоде накрываются брезентом, края которого должны плотно прилегать к бортам транспорта местной перевозки. Во время перевозки ящиков им должна быть обеспечена полная неподвижность. При перегрузках ящиков с экспонатами следует как можно меньше держать их в пакгаузах. К тому же хранить их разрешается только в пакгаузах закрытого типа. МАРКИРОВКА ГРУЗОВ Маркировку наносят в соответствии с требованиями заказа-наряда и правилами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) или Соглашения о международном прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (МЖВС). 

   На внешней поверхности тары помещают условные обозначения, выраженные буквами, цифрами и символами. По содержанию маркировка подразделяется на манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Основные надписи — наименование грузополучателяу пункта назначения, количества грузовых мест. Дополнительные надписи — наименование грузоотправителя и пункта отправления. Информационные— вес брутто и нетто в килограммах, габаритные размеры. Места расположения знаков, величина знаков и шрифтов должны соответствовать ГОСТу 14192-77 «Маркировка грузов». Маркировку выполняют черной быстросохнущей краской по трафаретам (или наклеивают этикетки, выполненные типографским способом). 

РАСПАКОВКА 

   Распаковка ящиков с произведениями искусства является таким же ответственным делом, как и соблюдение правил транспортировки. По прибытии на место следования груз принимает комиссия, которая осматривает и принимает каждый ящик. Если тара повреждена, ее вскрывают в присутствии представителя транспортного хозяйства, немедленно проверяют наличие и состояние произведений, о чем составляют соответствующий акт. При обнаружении на ящиках следов сырости их также немедленно вскрывают, осматривают находящиеся в них произведения и составляют акт о состоянии их сохранности. 

   О произведениях, получивших повреждения, и принятых мерах немедленно сообщают в вышестоящую организацию. Сами произведения подвергают профилактической и консервационной обработке. На месте назначения ящики с произведениями обязательно вскрывают в крытом помещении с температурно-влажностными условиями, близкими к нормальному музейному режиму. В холодное время года, при большой разнице между наружной температурой и температурой внутри помещения ящики вскрывают на следующие сутки после прибытия. Вскрытие ящика производят осторожно. 

   Удаляют окантовочную ленту, освобождают крышку от креплений. Сначала снимают верхние рейки, крепящие произведения, затем боковые и только после этого извлекают произведение в индивидуальной упаковке. Затем каждое произведение вынимают из пакета и развертывают всю индивидуальную упаковку. Получатель, сверив произведение с актом, делает пометку о его поступлении. Если обнаружены несоответствия упаковочному акту, то составляют особый акт.